Глава Сургутского района раскрывает секреты взаимодействия с Думой

13:31
827
Глава Сургутского района раскрывает секреты взаимодействия с Думой

Первые шаги в политической жизни глава Сургутского района Андрей Трубецкой сделал, будучи парламентарием. Он был депутатом двух созывов – четвёртого и пятого – Думы Сургутского рай­она, так что не понаслышке знает о тандеме депутатского корпуса и исполнительной власти. В канун юбилея Думы Сургутского района мы попросили главу муниципалитета А. А. Трубецкого поделиться мнением о том, каково это – быть депутатом, а также вспомнить самые яркие моменты в работе районной Думы.

– 20 января 2020 года Дума района отметила четверть века. При этом на протяжении восьми лет – с 2006 по 2014 годы – вы работали депутатом, а следующие шесть лет взаимодействовали с Думой уже как представитель исполнительной власти – в качестве заместителя, а затем и главы Сургутского района. На ваш взгляд, изменилась ли Дума района за это время, или задачи, полномочия, подходы остались прежними?

– Скорее, изменились задачи, которые стояли перед депутатским корпусом. Первый состав Думы должен был сформировать основы бюджетной, экономической политики Сургутского района. Первым всегда сложнее. Представьте, поменялся уклад существующей власти. Законодатель решил, что должен быть представительный орган и наделил его полномочиями. И первому составу предстояло сделать это. Приходишь на работу, а в твоём распоряжении, образно говоря, стол, стул, компьютер, ручка. Начинай с нуля. Всем последующим созывам было проще: надо было дорабатывать те документы, которые были созданы первым созывом. Поправлять, исправлять всегда проще, чем изобретать что-то новое.Это, наверное, принципиальная разница между первым и всеми последующими созывами.

Миссия у каждого созыва важна. Нынешний состав работает с национальными проектами. Такого понятия во втором и третьем созывах не было. То есть у каждого созыва своя особенность.

– В Думу четвертого созыва вы были избраны в 31 год. При этом заняли пост заместителя председателя и, по словам председателя Григория Прокофьевича Киликиди, работали с ним в хорошем тандеме, хотя и не всегда сходились во мнении (из породы «ершистых», как охарактеризовал вас Григорий Прокопьевич). Оглядываясь назад, вы были готовы к такой ответственности? Как бы вы охарактеризовали тот период работы? Что запомнилось?

– К 30 годам, наверное, все подходят уже сформированной личностью. Моё решение баллотироваться в Думу было осознанным. У меня было своё мнение, которое я мог аргументировать, поэтому задавал много вопросов, вникал в каждый документ.

Если ты критикуешь, то критика должна быть не огульной, а конструктивной. Интересно ли мне тогда было? Да, для меня это было новое. Я погружался в работу. Ни одну бумагу, особенно ту, которая касалась цифр, не пропускал мимо, старался вникнуть в суть, разобраться. Наверное, поэтому у меня вопросов всегда было много.

– В Думах четвёртого и пятого созывов вы возглавляли комиссию, требующую, наверное, самого скрупулёзного и внимательного подхода к рассмотрению вопросов, – комиссию по бюджету, налогам и финансам. На ваш взгляд, какие пертурбации в части формирования и утверждения претерпела районная казна и финансовая система муниципалитета за это время и в сравнении с сегодняшним днём? Изменились ли приоритеты расходов бюджета Сургутского района?

– Как экономист по образованию, обращал внимание, в первую очередь, на формирование бюджета, на доходы и расходы. Тогда начали вводить понятие «экономическая целесообразность». Не просто бюджетная эффективность, а куда и зачем направляются расходы. Начал задавать вопросы, которые и сейчас для меня являются приоритетными – это регулярное подведение итогов, чтобы сравнить, сопоставить запланированное с достигнутыми результатами. Во всякой деятельности должно быть чёткое планирование, а не хаос. В том числе и поощрение работников администрации должно строиться на этих принципах: запланировали – выполнили – заработали, а не отсидели «восьмёрки» для табеля.Так что мои принципы, что были в 31 год, что сейчас, в 45 лет, не изменились.

– Ваше пристальное внимание к бюджетной эффективности – плоды времени в Думе района, или оно родилось раньше?

– Напомню, я по образованию экономист, финансист. Это не только моя профессия, но и работа. Так что мне не пришлось чему-то особенно учиться. И в Думу, и в администрацию я уже пришёл подготовленным специалистом.

– Кстати, именно вашему составу Думы пришлось первому работать над реализацией нацпроектов и планировать доходы, расходы бюджета на долгосрочную перспективу. Как считаете, правильно тогда были заложены основы планирования на три года вперёд? И насколько удалось продвинуться Думе и администрации района в воплощении планов в жизнь?

– Уже сейчас, работая в исполнительной власти, считаю, что это абсолютно правильное решение. Это позволяет выстраивать приоритеты, планировать свою деятельность на перспективу. Большой объект за год можно и не успеть построить. Да и с подрядчиками тяжело работать, когда они видят строку финансирования на один, а не на три года. Это большая разница. Для них где гарантия, что уложатся в год, а если не уложатся, то продлят ли им финансирование на второй год? Три года – это тот горизонт, когда реально воплотить задуманное в жизнь.

Наглядный пример – ВОС в Лянторе, объект сложный с технической точки зрения, а также по объёмам финансирования, без малого 395 млн рублей (средства округа и района). Такие объёмы за год никак не осилить, да и не каждый, честно говоря, возьмётся, видя только строку по финансированию на один год. Мы же строительство этого объекта разбили на три года, планы выдерживаем.

– Что запомнилось в наибольшей степени за период работы депутатом? Какие наиболее яркие, с вашей точки зрения, события, решения, наиболее значимые персоналии можете назвать?

– Запомнились баталии 2006 года, когда депутаты не сразу одобрили привлечение кредита Европейского банка реконструкции и развития на модернизацию коммунальной инфраструктуры Сургутского района. Администрация тогда вынесла на рассмотрение Думы условия привлечения этого кредита. Депутаты в первый раз отклонили. Администрация взяла паузу в полгода, убеждала принять решение за привлечение кредитных средств. Честно говоря, я и во второй раз на голосовании воздержался. К сожалению, опасения, которые были у депутатов, подтвердились: цели и задачи, которые декларировались, не были достигнуты. Деньги потратили, а должного результата район не увидел.

Тогда привлекли 850 млн рублей, а «сверху» заплатили 250-300 тыс. руб­лей – проценты по кредиту, сопровождение документов на иностранном языке, поездки. Средства были потрачены...

Моё мнение – кредитные средства надо привлекать тогда, когда есть готовая проектно-сметная документация. За счёт концентрированного привлечения средств, максимально быстро, не тратя времени на разработку документации, сопровождение, вложить их, построить объекты и снизить затраты. Тогда реконструкция растянулась на 5-6 лет. Когда начинали её, в перечне было около 30 объектов, в итоге смогли реализовать семь или восемь. Вот и всё, что получили в сухом остатке.

– Тандем Дума и администрация Сургутского района – какие ступени развития он прошёл за эти годы? Был ли продуктивным тогда, эффективен ли сейчас?

– Однозначно, да. Потому что, несмотря на все разногласия, которые возникают, это абсолютно честные взаимоотношения. Надо просто уметь слышать друг друга, чаще встречаться, убеждать, даже если есть разночтения. Раз район строится, развивается, благоустраивается, реконструируется, значит, наше взаимодействие эффективно.

– Чего вы ждёте от депутатов и Думы этого созыва как глава Сургутского района?

– Конструктивной работы. Я думаю, это самое главное во все времена. И администрация Сургутского района, и депутаты работают в интересах людей.

– С вашей точки зрения, кто должен быть избранным в районную Думу следующего созыва – учителя, строители, нефтяники? Или нефтяники пусть лучше нефть добывают?

– Я не вижу противоречий. Возьмём крупного налогоплательщика – ПАО «Сургутнефтегаз». 45 тысяч его работников – жители Сургутского района, это треть населения нашего муниципалитета, поэтому они должны обязательно иметь своего представителя в Думе. В парламенте должны быть представлены основные группы жителей района, может, и по профессиональному признаку, почему бы нет? Это могут быть нефтяники, строители, энергетики, предприниматели, домохозяйки. Главное, были бы в этом человеке желание, понимание, сила и энергия. Чтобы человек честно, добросовестно, достойно представлял интересы той части населения, которая его делегирует.Считаю, что абсолютно все имеют право быть депутатами и должны быть представлены в Думе, чтобы соблюдать баланс интересов всех слоёв населения.

Беседовала Ирина ЛЕНЬКИНА

ФОТО Алексея АНДРОНОВА и из архивов Думы Сургутского района 2010 г. и 2014 г.